Когда проводится строительный надзор?

Часть 1 ст. 9.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
Часть 1 ст. 9.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Обращаем внимание, что форма разрешения на строительство утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 N 698.
На основании ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В силу ч. 1 ст. 23.56 КоАП РФ органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 9.4, 9.5, ч. 3 ст. 9.16 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу ст. 51 ГрК РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Таким образом, орган по надзору в сфере строительства имеет право привлечь организацию за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 9.4 и ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, только на стадии проведения строительства или реконструкции объекта. Привлечение организации к ответственности по вышеназванным нормам после завершения реконструкции является незаконным.
В обоснование данной позиции приведем примеры из судебной практики.
Так, в Определении ВАС РФ от 01.04.2011 N ВАС-3005/11 указывается, что по смыслу ст. 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется в процессе строительства и реконструкции, а не когда они завершены.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 03.02.2014 N Ф03-3/2014 разъясняется, что, поскольку предметом государственного строительного надзора является текущая деятельность по строительству(реконструкции), вывод суда апелляционной инстанции о правомочности проверки завершенного строительством объекта не основан на положениях ст. 54 ГрК РФ, по смыслу которой государственный строительный надзор осуществляется в процессе строительства и реконструкции, а не когда они завершены.
Таким образом, организация не может быть привлечена к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.4, ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, если проверка соблюдения требований градостроительного законодательства была проведена уже после завершения организацией реконструкции объекта. Такой вывод следует из того, что предметом контроля органов в данной сфере является текущая деятельность по реконструкции и строительству объектов.